Рэт-роддинг

Понятие rat look не имеет какого-то четкого определения. На сегодняшний день оно стало настолько широким, что говорить о стиле rat look нельзя – rat look не стиль, потому что он как направление существует в рамках очень многих стилей. Rat look’ом сегодня каждый называет, что хочет – лишь бы была или ржавчина, или грунт, или потертая краска, или следы аварии, или всё это вместе взятое. Rat look’ом называют и rat rods, и сохранившие оригинальный вид resto-cal «Фольксвагены» или лоурайдеры, и современные машины со специально заржавленными элементами кузова, и машины покрашенные матовой краской, и всякие постапокалиптические повозки, вроде тех, что снимались в фильме «Mad max».

«Бомба» со следами ремонта и, возможно, попыткой перекрасить кузов.

 

Типичный хот род

 

Кастом с матовой черной окраской. По современной классификации несомненный rat look

 

Постапокалиптический трэш. По мнению некоторых самый-самый rat-look

Термин rat-look появился не так давно, а популярным стал буквально в течение последних 5-7 лет. Кстати, эту новую волну многие связывают с деятельностью сайта hoodride.com. О нем мы поговорим, но чуть позже. Появление самого слова rat связывают с персонажем, некогда созданным Эдом Ротом (Ed Roth)– Rat Fink’ом. Говорят, что именно благодаря его картинкам крысами начали называть машины с характерной внешностью.

Эд Рот со своим питомцем.

 

Rat Fink за решеткой

Так же существует мнение, что rat – это аббревиатура, которая расшифровывается как recycled automotive transport: машины, возвращенные к жизни, которые уже побывали на свалке. Но второй вариант звучит довольно надуманно. И чтобы понять, откуда же пошла вся эта история с «крысиным видом», надо обратиться к истории и посмотреть, кто и зачем мог так «издеваться» над кузовами своих машин. Само собой мы будем рассматривать это направление в рамках интересных нам стилей.

Каковы же были мотивы и причины появления тех машин, которые мы сейчас называем рэт луком? С чего вдруг они приобретали с одной стороны стильный, с другой стороны совершенно непрезентабельный вид?

Тут можно выделить три варианта развития событий. Начнем с самого банального, что могло происходить с машиной – естественного старения. Это получалось, когда машина, к примеру, принадлежала долгое время одной семье, эксплуатировалась каждый день, передавалась от отца к сыну и т.д. Она поддерживалась в исправном техническом состоянии: если было нужно, то подваривалась, но о капитальном ремонте и полной перекраске речи не шло. Само собой, такая машина была построена приверженцем того или иного стиля – будь то лоурайдер, хотрод или кастом. Иначе она просто не привлекла бы наше внимание. К этой же категории можно отнести и долго простоявшие на улице или в гараже автомобили, которые были куплены у старых владельцем, немного приведены в чувства и снова вошедшие в эксплуатацию.

Этот автомобиль долгое время стоял на улице, подобная ржавчина характерна для теплых стран.

 

Следы ремонта, аварий, покраски, перекраски и много чего еще. Настоящий rat-look.

 

Машина была куплена еще в далекие 40-е, сохранила оригинальную краску, правда выгорела, потерлась, подржавела.

Второй вариант – машина не была доделана. Такое случалось особенно часто с владельцами хот-родов, которым надо было успеть к какому-либо соревнованию или мероприятию или просто не терпелось прокатиться на своем вновь собранном автомобиле. Они просто не успевали покрасить машину либо вообще не заморачивались с покраской – валит и ладно.

Один из ярчайших примеров такого положения дел – автомобиль был покрашен только 15 лет спустя, после постройки.

Был и третий вариант – намеренное желание ввести в заблуждение окружающих видом своего автомобиля. Он тоже в первую очередь касался гонщиков. Подробно такая ситуация описана в романе Ремарка «Три товарища». Если кто не читал, то там идет речь о гоночном автомобиле, но на который для ежедневного использования был смонтировал старый, невзрачный кузов (дело, кстати, происходит в Европе 1928 года):
Мы, конечно, могли бы придать машине куда более привлекательный вид, но, по определенной причине, сознательно не делали этого, – рассказывает главный герой этого повествования.

Далее можно даже процитировать небольшой отрывок:

Вот ради таких гонок мы и не меняли кузов “Карла”. Стоило ему появиться где-нибудь на шоссе, как тут же находился охотник обставить его. На иные машины он действовал, как ворона с подбитым крылом на свору изголодавшихся кошек. Он приводил в состояние сильнейшего возбуждения водителей самых мирных семейных авто экипажей. Всем хотелось его обогнать.

Даже самые солидные бородачи, отцы семейств, и те попадали под власть неодолимого честолюбия, когда перед ними, подпрыгивая и спотыкаясь на ухабах, двигалось это нечто на колесах. Никто из них не мог додуматься, что внутри этого смехотворного сооружения бьется великое сердце – отличный гоночный двигатель!

Ленц утверждал, что “Карл” играет чисто воспитательную роль. Он учит людей чтить творческое начало, которое всегда заключено в неприметной оболочке. Так рассуждал Ленц, который сам себя называл последним из романтиков.

Вообще появление рэт лука во многом связано с хот род культурой, а именно с появлением рэт родов. Если поначалу, после второй мировой, хот роды строили все кому не лень, лишь бы были руки и немного свободного времени, то к концу 70-х началу 80-х ситуация стала меняться. Постепенно производством машин стали заниматься большие мастерские и, часто, создаваемые автомобили не были пригодны ни для гонок, ни для ежедневной езды. Если раньше автомобиль, пусть даже такой специфический как хот род, рассматривался многими как машина на каждый день, то теперь большинство из них даже не касались асфальта шинами – только покрытий различных выставочных комплексов куда их привозили на трейлерах. Производство хот родов превратилось в индустрию, причем в основном для довольно состоятельных людей. Не последним, кто приложил к этому руку, был Бойд Кодингтон. Хот род культура, в ее изначальном виде, к концу 80-х стала загибаться. И именно рэт роды стали своеобразным глотком свежего воздуха. В 1987 году Джим Jake Якобс (Jim Jake Jacobs), совладелец большой мастерской Pete&Jake сделали нечто эпохальное – после многих лет строительства хотродов и кастомов, Джэйк достал со своего склада на заднем дворе запчасти и собрал Форд фаэтон всего за 28 дней: без крыльев, с шинами с широкой белой боковиной, с ржавым кузовом от модели «Форд А» 28 года на раме от машины 32 года, с выставленным напоказ small-блоком от «Шеви» и трехступенчатой коробкой от «Форда» 39 года. С кузовом практически не работали, интерьер отсутствовал – только сидения для водителя и пассажира и руль. Летом того же года на этой машине Джим поехал на шоу Goodguys West Coast Nationals. Он с гордостью припарковал свою машину среди дорогих и блестящих хот родов от самых известных мастерских.

И чтобы окончательно всех добить, Джэйк достал пару литров красной автомобильной краски и начал красить свое творение кисточкой. Прямо на выставочном стенде. К нему стали присоединяться его друзья и знакомые. К концу дня Джэйк имел свежевыкрашенный красный хот род, построенный в духе первых хот родов сорокалетней давности.

И, тем не менее, машина на этом шоу получила приз. Годом позже, Том Мидли (Tom Medley), который отвечал за призы на том шоу, вспоминал, как он вручал приз Джэйку: «До него через центральную сцену проехало уже несколько красивых машин, которые толпа приветствовала бурными овациями, но когда там показался Джэйк, наступила полнейшая тишина – все были в шоке». Вывод Тома был простым: «Тебе не надо иметь сотни тысяч или миллионы долларов, чтобы наслаждаться автомобилем. Вся эта история показала, что культура ушла куда-то не туда. Что на выставках надо не просто смотреть на машины: их надо трогать, сидеть в них, хозяин должен выезжать и жечь резину». Официально, Джэйк считается первым, кто сделать то, что сейчас называют рэт родами.

Другой машиной, которая вызвала бурную реакцию, и, возможно, именно она стала неким образцом, по которому теперь строятся рэт роды, стала машина Марка Идзарди (Mark Idzardi) «Фиолетовый людоед» (Purple People Eater).

Марк и его брат Алекс были членами клуба Shifters. Они всю жизнь занимались мускл-карами и фанатели по «Понтиакам». Как-то им подвернулся двигатель 56 года, который имел богатую гоночную историю. Разобрав его, братья увидели, что мотор в целом в хорошем состоянии и является одним из самых ранних понтиаковских двигателей с компрессором. В общем, у них был мотор с компрессором и восемью карбюраторами «Стромберг» сверху. Но одного мотора мало, поэтому был куплен кузов от седана «Форд» А. И был построен хот род в духе драгстеров 60-х годов: короткая база, огромный мотор, который стоял намного выше рамы для правильного распределения веса при старте, передние колеса без тормозов, кузов от седана был установлен целиком, но у него была опущена крыша, а подвеска была максимально низкой. Подобного никто не видел уже очень давно, и поэтому машина оказала на людей впечатление. Это был примерно 98 год. Машина оказала огромное влияние на многих – оно было сравнимо с тем, какое влияние много раньше на людей оказывали машины Эда Рота (Ed Roth). А в 2001 году эта машина оказалась на обложке журнала Rod&customs – после этого остановить новое направление в развитие хот родов было уже невозможно.

В 97 году Джим Shine Фалшленер (Jimmy Falschlehner) стал одним из первых, кто не только построил хот род из пикапа и оставил его чисто металлическим – bare metal, он также перекинул мост между двумя полюсами хот род культуры: рэт родами и высокобюджетными хот род проектами.

Притом, что машина позиционировалась как рэт род по ряду характерных признаков, она была сделана на высшем уровне – двигатель, кузов, аксессуары: всё было идеально выверено, хорошо сварено и собрано. Причем, что весь этот арсенал замечательных деталей и вся огромная работа, которую проделал Джим, не останавливала его, когда ему хотелось погонять на соляных озерах – т.е. это была совершенно не выставочная машина. А именно использование машины по полной программе и отличает рэт роды от их «выставочных» родственников.

Подводя итог, можно сказать, что движение рэт родов всего лишь вернуло людей в то русло, из которого они ушли много лет назад – в моду вошли не только машины в духе ранних лет, но и прочие ретро вещи: музыка, одежда, искусство. Начало повального увлечения пинстрайпингом можно отнести к этому же периоду.

BODYBEAT