6 этап DTM. Moscow Raceway

«Выходные определенно удались!» – с этой мыслью я уезжал с 6-го этапа DTM, завершившегося на подмосковной трассе Moscow Raceway в воскресенье, 4-го августа. Словами трудно передать эмоции, переполнявшие меня весь уик-энд, со 2-го по 4-е августа, ведь их было много… Очень много. Погода в эти выходные за городом была великолепная, несмотря на непогоду в столице. И я искренне надеюсь, что солнечные фотографии отлично передадут царившую там атмосферу.

dtm_02

Решение поехать было принято несколько спонтанно, повлекло за собой некоторые непредвиденные расходы, но я ни на секунду не жалею, ведь живем лишь один раз, и, если возможность выпадает, то надо ей пользоваться. Стоит сразу сказать, что Moscow Raceway – это трасса мирового уровня, соответствующая международным стандартам и отвечающая всем необходимым требованиям. Проектировал ее небезызвестный немецкий архитектор Герман Тильке, также приложивший руку к созданию трасс в Сепанге (Малайзия), Сахире (Бахрейн) и Шанхае (Китай), на которых ежегодно проводятся этапы Формулы-1.

dtm_03

Что же такое DTM? Deutsche Tourenwagen Masters – это немецкий кузовной чемпионат, на сегодняшний день проходящий между тремя немецкими производителями – Audi, BMW и Mercedes-Benz. Автомобили участвующие в гонках лишь отдаленно напоминают серийные автомобили, являясь так называемыми “силуэтами”. Правила накладывают на производителей определенные ограничения. Вот некоторые из них: на всех автомобилях должен быть установлен V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 4.0 литра и мощностью не более
470 л.с., и при этом автомобиль должен быть заднеприводным и весить не менее 1100 кг. Стоит сразу заметить, что сухая масса автомобиля, т.е. без пилота и топлива, обычно составляет не более 800 кг. При этом на российском этапе дозаправки отсутствовали, а значит, необходимо было заранее рассчитать, сколько топлива понадобится на гонку, учесть вес пилота и добавить необходимое количество балласта, ведь за малейшее отклонение, даже в ничтожные 100 грамм, пилот подлежит дисквалификации.

dtm_04

Прибыв на место, я с удивлением обнаружил, что грамотно организована парковка, доблестная полиция внимательно следит за соблюдением порядка, меня окружают довольные и счастливые автофанаты, все вокруг вежливые, а еще, что часть маршалов – это весьма приятные девушки… Первая мысль, постучавшаяся в голову, была следующей: “Погодите… Где это я? В России ли?”. Если честно, меня искренне радует, что несмотря на многие недостатки страны, в которой я живу, автоспорт развивается, причем не только для участников, но и для зрителей. С каждым годом количество фанатов растет, и это неимоверно круто.В паддоке для посетителей были организованы фан-зоны Audi и BMW (Mercedes-Benz почему-то решил ограничиться скромным стендом у входа на главную трибуну).

dtm_05

Компании проводили различные конкурсы, и, поучаствовав в одном из них, я выиграл экскурсию в боксы Audi. Там мне показали Audi A5, на котором в 2012-м году выступал швед Маттиас Экстрём. Это было нечто: пространственная рама, на которую крепятся панели, выполненные из сухого карбона – это позволяет удерживать вес автомобиля на достаточно низком уровне, и практически полное отсутствие деталей от серийного автомобиля. Даже фары, имеющие, казалось бы, 100%-ное сходство с серийными, изготавливаются отдельно, а вес их составляет 20% от веса серийных! В итоге гоночная версия Audi RS5 наследует от серийной лишь 5 деталей. Это эмблемы концерна на решетку радиатора и крышку багажника, шильдики «RS» и «5» и облицовка воздуховодов на передней панели. Стоит заметить, что пилоты DTM – как и любые спортсмены, очень выносливые люди, ведь температура внутри автомобиля во время гонки достигает 70 градусов по Цельсию, и единственная возможность для охлаждения у пилота – это поток встречного воздуха. В свое время инженеры Audi предлагали внедрить кондиционеры, чтобы гонщикам было полегче, на что последние ответили отказом, заявив, что победа и характеристики авто для них важнее личного комфорта. А ведь карбоновые тормоза производства AP Racing во время гонки разогреваются до температуры аж в 1000 градусов по Цельсию, что создает, мягко говоря, некоторый дискомфорт в области пальчиков ног пилота, да и в целом в кокпите.

dtm_10

В течение трех дней, помимо DTM, также проходили этапы LADA Granta Cup и Формулы-Россия, что позволяло ушам немного расслабиться, ведь громкость работающего двигателя DTM может достигать 150 Дб, аналогично двигателю Формулы-1. Помимо этого в программу мероприятия входило дрифт-шоу, а также автограф-сессия с пилотами и прогулка по пит-лейну, дающая великолепную возможности понаблюдать за работой механиков гоночных команд. К слову, рекорд по времени на замену резины поставила команда Phoenix Racing – у ее механиков на это ушло всего 2.19 секунды. Рекорд долгое время был мировым, пока команда Red Bull Racing не установила новый, на этот раз в Формуле-1 – в 2.05 секунды!

dtm_07

В пятницу и в субботу утром проходили тренировки пилотов DTM. В субботу после обеда проходила квалификация, определившая расположение пилотов на стартовой решетке. Интересной является структура квалификации, которая проходит в четыре этапа. В первом по лучшему времени определяются 16 пилотов, которые пройдут во второй. Во втором этот список сокращается до 10 человек, в третьем – до 4-х, а в четвертом пилоты борются между собой за оставшиеся 4 места на старте. При этом, в каждом следующем этапе время обнуляется, и пилотам необходимо заново устанавливать рекордное время. Лидером квалификации стал Майк Рокенфеллер, выступающий за команду Phoenix Racing, с результатом в 58.423 секунды.

dtm_08

В воскресенье после завершения гонок российских чемпионатов 3 компании-участницы устроили парады своих автомобилей. Audi представила весь нынешний модельный ряд, Mercedes-Benz ограничился модельным рядом AMG, а парад BMW состоял из автомобилей M-серии, но при этом не только нынешних поколений, но в том числе и моделей прошлых лет, владельцы которых с радостью приняли участие в этом событии. Так в параде приняли участие BMW 1 M (E82), BMW M3 в кузовах E30, E46 и E92, BMW M5 всех поколений, в том числе единственная, насколько мне известно, в России BMW M5 первого поколения (E28), а также BMW M6 всех трех поколений.

dtm_09

Опуская не самые интересные подробности, перейду сразу к гонке, которая началась в 15.30, когда напряжение царившее в воздухе и ожидание стали невыносимыми. В первый день складывалось впечатление, что зрителей мало, что DTM мало кому интересен, но прямо перед гонкой на трибунах яблоку негде было упасть. DTM – это чемпионат, в котором результат каждого этапа очень трудно предсказать, несмотря на наличие фаворитов, место на стартовой решетке и другие факторы. Очень большую роль играет стратегия, выбор типа резины Hankook, на котором стартует пилот, но которую он в течение гонки обязан поменять на другой тип. Так из 22-х пилотов девять стартовали на более мягкой резине, и в их числе обладатель поул-позиции Майк Рокенфеллер, который круг за кругом увеличивал свой отрыв, но потерял его, остановившись на первый из двух обязательных пит-стопов.

Напряженная борьба – обязательный атрибут каждого этапа DTM. Этому чемпионату свойственна скоростная борьба, обгоны на прямых с использованием DRS – системы, однажды за круг изменяющей угол наклона заднего антикрыла на 15 секунд для снижения лобового сопротивления. На российском этапе возникли некоторые трудности в связи с тем, что не было понятно, где же лучше включать DRS, а также еще потому, что использовалась более короткая версия трассы, в связи с тем, что некоторые повороты, не имеющие глубоких зон безопасности, не прошли омологацию DTM. Поэтому гонщики часто влетали в повороты толпой, где и разыгрывалась нешуточная борьба. Из-за того, что лидерство было потеряно, после пит-стопов Майку Рокенфеллеру пришлось нагонять лидирующего партнера по концерну Audi Маттиаса Экстрёма. Разрыв был очень большим, но вот Экстрём отправился на свой второй пит-стоп, и именно в момент его выезда с пит-лейна мимо пролетел Рокенфеллер, снова лидировавший на тот момент. Несмотря на все усилия, Экстрём все же пришел вторым, отстав от Рокенфеллера, ставшего победителем московского этапа, опередив своего визави всего лишь на 1.303 секунды.

Шампанское, кубок, туш, лавры победителя – все это не заставило себя ждать. Зрелище было потрясающим, радость пилотов передалась зрителям, все было просто великолепно. Это одно из тех событий, которое невозможно забыть, и, как мне кажется, каждый из нас обязан хотя бы раз побывать на чём-нибудь подобном, будь то DTM, Формула-1 или какой другой чемпионат. Положительные эмоции, солнечная погода, запах высокооктанового топлива и плавящейся резины… По-моему, это одно из самых знаменательных событий проходящего лета.

Фото: Андрей Смажило и Руслан Чумарин

BODYBEAT