Как много вы знаете актёров-соотечественников, которые добились успеха в сфере кинематографа за рубежом? Готов поспорить, что вы сможете пересчитать их по пальцам. Но эта история не об актёре, а о человеке, который большую часть времени оставался за кадром и лишь недавно сыграл главную роль в небольшом ролике.
Героя нашей сегодняшней статьи зовут Мартин Иванов, и он каскадёр. Я думаю, что многие из вас уже видели видео прыгающего грузовика команды Lotus F1 Team, под которым в момент прыжка пролетает болид Формулы-1. В любом случае, этот шедевр стоит посмотреть ещё раз.
На днях мне удалось встретиться с Мартином и пообщаться с ним о том, как создавался этот ролик, как он стал каскадёром и какие автомобили ему приходилось водить.
Мартин, привет! Очень рад, что удалось встретиться. Поздравляю тебя с новым профессиональным достижением! Ролик безумно крутой, и у меня к тебе много вопросов. Для начала, расскажи, как тебя выбрали для этой роли?
Привет! Я тоже очень рад. Начну, пожалуй, издалека. В прошлом году вышел «Форсаж 6», каскадёром в котором был Майк Райан – очень известная в кинобизнесе личность. Мы тогда с ним общались и работали, но съёмки кончились, и я не предполагал, что наши с ним пути пересекутся в ближайшее время. В октябре этого года он написал мне, рассказал о своей новой затее и предложил принять участие в съёмках видеоролика. Сначала я сильно удивился, с чего бы вдруг, подумал примерно с полчаса, а потом решил, что раз руль болида Формулы-1 сам идёт ко мне в руки, то нужно за него хвататься и держаться как можно крепче.
В чём состояла затея Майка? Какую подготовку проводили для трюка?
Он хотел установить рекорд прыжка в длину на грузовике с прицепом, и ему это удалось – грузовик пролетел по воздуху чуть больше 25 метров. Казалось бы, что такого, 25 метров – это вроде бы не так много, примерно пять-шесть корпусов среднестатистической легковушки. На самом деле, это очень сложно, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. В результате, мы попали в Книгу Рекордов Гиннесса.
Помимо репетиций перед съёмками, прежде чем решиться на прыжок Майк провёл все необходимые расчёты, смоделировал ситуацию на компьютере, учитывая вес грузовика, длину полосы, где планировалось установить рекорд, и другие факторы. Так, например, он рассчитал высоту и длину трамплина, которые составили 1,5 и 23 метра, соответственно, и скорость, до которой необходимо было разогнаться – 120 км/ч.
Где проходили съёмки?
Снимали в Бентуотерс Паркс. Это бывшая база ВВС Великобритании, находящаяся неподалёку от Ипсуича в графстве Саффолк, Англия. Сейчас база используется как офисы и полигон для съёмок многих фильмов.
Ты долго привыкал к машине и площадке? Как тебе болид Формулы-1? Что за комбинезон и шлем, в которых ты снимался?
Честно говоря, привыкал не особо долго. У меня ушло около часа, чтобы прочувствовать машину и понять, как она себя ведёт, как ускоряется, как тормозит, как поворачивает. Главной целью было не сорвать её в занос в момент перестроения под грузовиком. В конце концов, мне удалось нащупать грань, на которой болид был достаточно быстр, но не норовил уйти в занос.
Кстати о машине. Это Lotus E20, на таких в 2012-м году выступали Кими Райкконен и Ромен Грожан. Ускорение такое, что перед глазами всё плывёт, пришлось привыкать. Угол поворота колёс не очень большой – когда я доехал до конца полосы и собрался возвращаться, пришлось немного заехать на траву, чтобы развернуться. Потом привык. Специальным несгораемым спортивным бельём со мной поделился сам Кими Райкконен, а комбинезоном и шлемом – Марко Соренсен, гонщик из Дании, тест-пилот команды Lotus, выступающий в чемпионате GP2. Отсюда и датский флаг на шлеме.
Скажи, а как готовили к прыжку грузовик?
Грузовик не требовал специальной подготовки, за исключением каркаса безопасности и спортивного сиденья. В остальном это такой же тягач, на котором команда Lotus F1 Team возит свои болиды и запчасти к ним на этапы чемпионата. И, как у любого тягача, у него поворачивается прицеп. В этом и заключалась основная трудность – важно было, чтобы после прыжка прицеп продолжил движение по прямой. Для этого его прикрепили к тягачу специальными металлическими балками – конструкция сработала идеально.
Как снимали сам прыжок?
Мы сделали несколько дублей, сняли финальный параллельный проезд, а прыжок снимали в самую последнюю очередь. Полоса на базе ВВС узкая, и после перестроения поймать болид было очень сложно. Поэтому я сразу ушёл в сторону, на съезд с полосы, где попал в грязь и меня развернуло. У Майка приземление было жёстким – его подбросило на сиденье, правую руку сбросило с руля, и доруливал он одной левой.
А до этого тебе доводилось ездить на болидах Формулы-1?
Нет, это был первый раз. В молодости я занимался автоспортом, несколько раз становился чемпионом Литвы по ралли. Гонялся, кстати, на VW Golf Mk2, который сейчас вновь пользуется популярностью у молодёжи. Потом перебрался в Москву, выступал в чемпионате России в составе команды «НИИШП-Ралли».
Расскажи, пожалуйста, о своих последних работах.
Тут, пожалуй, отмечу фильмы о Джеймсе Бонде. Мне жаль, что «Квант милосердия» остался незамеченным. На его съёмках мы использовали 7 автомобилей Aston Martin, сняли потрясающую сцену погони, но в тот год большинство наград получила вторая часть «Бэтмена» Кристофера Нолана. Из семи машин у нас была одна чистая, актёрская, и шесть подготовленных для разных сцен. Две были подготовлены под гравий, две – под асфальт, а ещё две были со специальным оборудованием.
В прошлом году я работал на съёмках третьей части Неудержимых. Мы снимали сцену в порту, где, по сценарию, главные герои несутся в кузове грузовика, отстреливаясь от врагов, а ведёт грузовик Ли Кристмас – герой, которого играет Джейсон Стэтхэм. Я должен был управлять грузовиком вместо него, но он захотел сам сесть за руль, и режиссёр не был против. В итоге, он не рассчитал тормозной путь, и мы улетели на грузовике в воду, попутно сбив камеру и оператора. За Джейсоном сразу нырнули другие каскадёры, а я слегка потерял ориентацию в мутной воде, но успел хватануть глоток воздуха, пока кабина грузовика не ушла под воду. Потом сориентировался и выплыл, но всё равно было страшновато.
Мартин, спасибо большое за потрясающую историю! Удачи тебе и творческих успехов!
Рад был рассказать. Вам также удачи!
Благодарим мастерскую SportKB за помощь в проведении интервью.
Галерея
Фото: Андрей Смажило, из личного архива Мартина и EMC.