Путешествие по Европе на Жигулях
Идея прокатиться по Европе на низких Жигулях родилась после нашей июльской поездки в Финляндию на фестиваль американских автомобилей. Честно говоря, поначалу не придавал ей особого значения – хватало других забот, но мой друг Никита все не унимался. Больше всего меня волновало состояние автомобиля. Формально повода для беспокойства не было: за всю поездку Двойка не доставила никаких проблем. Но одно дело проехать 500 км в соседнюю страну, совсем другое – уехать за 3000 км от дома.
Двойка 1975 года выпуска обладает родным мотором в 1.2 л мощностью 64 л.с., 4 кпп, пневмоподвеской, регтопом и ярко-красным салоном от 2103. Перед поездкой на автомобиле были поменяны тормоза, перебрана подвеска, заменены жидкости, мотор настроен на 95 бензин. В салоне появилась нормальная магнитола, а багажник наполнился кое-какими запчастями и всем необходимым для поездки с карбюратором.
Разрабатывая маршрут, я составил список тех мест, где хотелось бы побывать, исходя из опыта предыдущих поездок, ограниченного бюджета и всего 14-ти дней на путешествие. Конечный вариант получился таким:
Санкт-Петербург, Россия — Минск, Беларусь — Варшава, Польша — Прага, Чехия — Вена, Австрия — Братислав, Словакия — Будапешт и о. Балатон, Венгрия.
На круг выходило около 4500 км, тогда мы и представить не могли, что в конце поездки одометр покажет 7 000 км.
Гостиницы заранее не бронировали, тем самым, обладали достаточной свободой перемещения и временем, необходимым при возможной поломке автомобиля. Вещи собраны, машина проверена, карты загружены, музыка скачана. 25 сентября 2017 года мы отправились в путь из Санкт-Петербурга. Погода радует: тепло и солнечно.
Качество покрытия до границы с РБ практически идеальное, можно проехать на любой машине, заправок хватает. В виду комфортной скорости в 85-90 км/ч и желания доехать без проблем, на наших узких загородных трассах ты мешаешь буквально всем: грузовикам, которые едут на 5 км/ч быстрее, междугородним автобусам,не говоря уже про легковые автомобили. В ночное время на это накладывается, не очень хороший ближний свет фар и общая утомляемость. Спустя 12 часов и 800 км мы были в Минске. Усталость валит с ног, сил хватило только на то, чтобы доползти до кровати и лечь спать.
Проснувшись и перекусив, покатили в сторону границы с Польшей.
За 10 км до границы с Польшей Двойку стало ощутимо тянуть влево, пришлось остановиться. Осмотр автомобиля проблем не выявил, решили рискнуть и ехать дальше. Опытным путем мы выявили неисправность: травит левая передняя подушка. В дальнейшем, на протяжении всего маршрута приходилось подкачивать подвеску, но особых неудобств это не доставляло.
У меня были определенные опасения по поводу поляков и нашей машины. Первое касалось их отношения к нам, второе — экологического класса нашего автомобиля. В обоих случаях проблем не возникло. Доброжелательный пограничник долго расспрашивал про машину, удивлялся оригинальному ЛКП, рассказал про свой опыт владения Fiat 125p, проверил документы и пожелал счастливого пути. Единственное, пришлось выкинуть еду, которую везли из дома: ввоз мясных и молочных продуктов в Польшу запрещен. Впереди Европа, и значит, что цены на топливо будут только расти, дороги станут платными, а погода лучше.
Доехав без приключений до Варшавы, легли спать. С утра, листая инстаграм, наткнулся на первые отзывы.
Сегодня нам предстояло преодолеть 640 км до Праги. Вбивая в навигатор пункт назначения, естественно, выбрал самый короткий маршрут по S8 и E67, который был на 50 км короче, чем по S8. В дальнейшем это добавило острых ощущений к нашей поездке.
Приближаясь к границе с Чехией, никак не ожидали увидеть горы на нашем маршруте. С одной стороны, это красиво, с другой – перспектива ехать в ночи по горной дороге не очень радовала. Темнело достаточно быстро, а впереди было еще 200 км. Дорога стремительно уносила нас все выше и выше, подъемы становились все круче и круче, а настроение Никиты — все хуже и хуже. Недостаток мощности проявлялся все сильнее: разгоняясь на прямых участках на 3 передаче с утопленной педалью газа, к вершине большинства подъемов не хватало даже 2.
Стемнело. Казалось, что все эти повороты и подъемы не закончатся никогда. Наконец, дорога пошла на спуск. Характер работы тормозов проявился в полной мере. На первые сантиметры хода педали автомобиль не реагировал. Иногда казалось, что тормоза пропали, приходилось продавливать педаль до самого пола,чтобы добиться адекватного торможения. Делая остановки и давая себе и машине время на отдых, спустя 2 часа выехали на равнину. Дороги в Чехии платные, поэтому на ближайшей заправке купили виньетку на 10 дней за 900 руб. Надо сказать, что этот короткий участок очень сильно сказался на нашей усталости. Оставшиеся 100 км до столицы тянулись целую вечность.
На следующий день мы пошли осматривать достопримечательности. В Праге я был уже в 5 раз, поэтому знаю ее достаточно хорошо. Гуляя по узким улочкам старого города мы натыкались на старые автомобили.
Проснувшись достаточно рано, поехали круизить по городу, попутно подыскивая место для фото. В магнитофоне играет группа Кино, регтоп отодвинут на максимум,а осеннее солнце стремительно прогревает воздух до +20.
Место для фото мы так и не нашли: очень много запрещающих знаков и машин, – остановиться с красивым видом, не мешая никому у нас не получилось, а так как впереди было 330 км до Братиславы, решили выезжать из центра. Движение в этом направлении очень оживленное. Румыны и албанцы везут из Германии целые автовозы битых автомобилей; сербы, венгры и болгары вывозят все остальное . При виде нашей Двойки они не скупились на эмоции: сигналили, показывали одобряющие знаки и вылезали по пояс из окон. В свою очередь, многие Европейцы едут отдыхать на юг – в Черногорию и Хорватию.
Изначально при планировке маршрута для себя определил, что жить будем в Братиславе, а в Вену приезжать на целый день, благо, до нее всего 80 км. Это оказалось значительно дешевле, в Австрии все очень дорого.
Останавливаясь по пути для коротких фотосессий, покупки виньетки и завтрака, к часу дня въезжали в Вену. Гуляя по уютным улицам, наслаждаясь погодой и австрийским мороженным, незаметно для себя вышли на набережную Дуная и были удивлены обилием граффити и различного стрит-арта. Завершал картину заброшенный корабль.
Всего в 20-ти минутах от центра начинается совсем другая жизнь: молодой художник рисует посреди дня и явно никого не боится. Любопытство взяло верх и мы подошли познакомится. David оказался очень доброжелательным и общительным. Он рассказал, что набережная является единственным легальным местом в городе, где можно рисовать в любое время. В голове уже зарождалась мысль о фотосессии нашей Двойки, но эта идея так и погибла под страхом штрафа в 200 евро и обилием запрещающих знаков.
На следующий день поехали в Вену.
Пока стояли у дворца, пообщались с нашими соотечественниками. Их удивлению не было предела, когда они видели знакомые номера. Топ самых популярных вопросов выглядит так:
— Вы правда приехали своим ходом?
— Сколько раз сломались?
— Зачем это надо?
И если в ответе на первые два вопроса можно ограничиться стандартными фразами, то последний вопрос требовал некоторых разъяснений. Люди искренне не могли понять, зачем ехать 2000 километров от дома и тратить 3 дня пути на старых Жигулях, которые, по их мнению, могут сломаться в любой момент и не обладают должным комфортом.
На следующий день нам предстоял переезд в Будапешт . По прямой это всего 200 км, поэтому, чтобы лучше узнать жизнь простых людей, выбрали маршрут вдали от автобана, делая небольшой крюк.Петляя по узким шоссе, проезжая уютные австрийские деревеньки, наслаждались видами и отсутствием трафика.
Просматривая карту по маршруту следования, в районе города Нойзидль-ам-Зе решили свернуть к воде. Асфальтовая дорога быстро привела нас к базе отдыха.Оставили машину, пошли через парк .Вскоре появилась вода .Как оказалось, это было четвёртое по величине озеро Центральной Европы — Нойзи́длер-Зе.
Отдохнув от машины на скамейке с видом на озеро, набрались сил и двинули дальше. А дальше нас ждал неприятный сюрприз. Как только появился Венгерский флаг на указателе, качество покрытия резко ухудшилось: огромные ямы во всю ширину дороги, стыки и швы. Австрийское благополучие сменилось бедностью и разрухой. В общем, эти 20 км до города с труднопроизносимым названием Мошонмадьяровар запомнились надолго.
Выехав на автобан, за пару часов добрались до Будапешта, поставили машину на платную парковку, разместились в апартаментах и пошли гулять по городу. Сил хватило на часовую прогулку по соседним кварталам.
На следующий день выглянуло привычное нам солнце, загрузив вещи, мы поехали по знакомым уже местам.
Первая остановка — Шиофок. Обычный курортный городок, тихий и уютный.
Примечателен 10-метровым творением,которое является символом мира, дружбы и единства. Статую сделал русский скульптор Петр Тимофеевич Стронский.
Курортная зона в это время года пустует, народу очень мало. Мы никуда не торопимся, наслаждаемся моментом и дорогой. Шум мотора заглушает Iron Maiden и Ozzy, сентябрьское солнце греет, как- то не по-осеннему, а купленное в магазине мороженное кажется самым вкусным. Добравшись к вечеру до Балатонфюреда, заселились в уютный гостевой домик.
На следующий день стали собираться в обратную дорогу. Через 4 дня мне надо быть на работе, а так хотелось поехать дальше! Впереди 2200 км до дома.
Копаясь в сети, нашел рядом с нашим домом город- призрак Шармеллек: заброшенная советская военная база в Венгрии. Место, которое давит своей атмосферой, находиться там долго никак не хотелось, поэтому даже фотографий не осталось.
До Кракова оставалось 600 км. По Словакии проехали без приключений, а вот в Польше начались проблемы. За день до нашего приезда по стране прокатился ураган, который отчасти нам удалось ощутить на себе. Мало того, что стемнело, поднялся сильный ветер и начался ливень. Машину кидало в разные стороны, управлять было очень трудно,скорость упала до минимума, дворники не справлялись с количеством воды, а дорога была усеяна ветками. Вдобавок, были проблемы с навигацией и пару раз мы сворачивали не туда. Ощущений добавляли спасатели, которые то и дело перекрывали дорогу и убирали поваленные деревья. Двойка не подвела, и несмотря на все трудности довезла до отеля. После такого испытания 770 км до Минска показались легкой прогулкой.
Последний рывок, и мы дома. Усталость от машины и дороги дает о себе знать. Россия встретила радугой и мелким дождем. Гоним из последних сил.
В районе Пскова в темноте не заметили услужливо оставленный дорожниками люк — удар, остановка на обочине. Итог — сильно мятый диск, нам очень повезло, отделались небольшими потерями. Еще 3 часа, и мы въезжаем в город, а значит, наше путешествие подошло к концу!
Что можно сказать в заключении? Меня многие отговаривали от этой идеи, не понимая, зачем это надо. Проще долететь за 3 часа на самолете, не трястись в машине, не уставать от дороги, не тратить деньги на бензин и ночевки в отелях. Но не всегда все определяется только здравым смыслом, иногда нужно включать эмоции. А эмоции от этого путешествия согревают меня до сих пор!
Мы просто ехали для себя и получали от этого удовольствие! Стоит оно того или нет, каждый решит сам.
Планирую ли я новое путешествие? Конечно! Куда и на чем я, правда, пока не решил,но, в любом случае, это будет увлекательно.