Впервые взглянув на фото этой голубой (или синей?) «девятки», в голове зажглась лишь одна мысль: «Ничего особенного». Ну, серьёзно, количество «зубил» в стиле «стенс» и «околостенс» зашкалило ещё пару лет назад, а сегодня другим способом их, кажется, вообще не тюнингуют. Стоило ли вообще «заморачиваться», если все тропы уже истоптаны? Изучив историю её изменений, я в очередной раз убедился, что первое впечатление зачастую бывает ошибочным.
Справедливости ради стоит заметить, что в таком виде машина пребывает уже пару лет, радуя своего владельца Антона и тех, кому довелось увидеть её воочию на дорогах северной столицы. Всё верно, сегодняшний рассказ про очередную машину из Санкт-Петербурга, города, в котором стенс-тусовка Truefitment сформировалась давно и крепко. Владелец «девятки» стоял если и не у самых её истоков, то уж точно не в дельте мейнстрима. Это первая причина, почему назвать 2109 «баяном» нельзя.
История восстановления «девятки» началась четыре года назад, когда она отметила свой второй юбилей. Все «расходники» менялись своевременно, но состояние железа было таким, что в графу «тип кузова» в ПТС вместо «хэтчбек» уместнее было бы написать «решето». Учитывая питерский климат, долго так продолжаться не могло, и было принято решение о полной перекраске кузова, включая салон и подкапотное пространство. Все подготовительные и сварочные работы Антон провёл собственноручно, доверив знакомому маляру лишь покраску. Предварительно на кузове и под капотом были заварены все лишние отверстия, а штатная «морда» уступила место ранней «короткокрылой». По поводу цвета раздумий не было – владельцу всегда нравился синий, поэтому оттенок «Candy Blue» покрыл кузовные элементы поверх уставшего за два десятка лет белого. Несмотря на то что он отлично сочетается с олдскульными формами кузова, проекты на базе «спутников» и «самар» в таком цвете практически не встречаются – и это второе её отличие.
Правильный выбор Антона прослеживается не только в цвете, но и в общей концепции проекта – всё сделано «в меру», то есть ровно настолько, насколько необходимо. Взять, например, диски. Да, это японские SSR MK3, но при этом язык не повернётся назвать их неуместными в арках автомобиля из СССР, потому что они лишь подчёркивают его эпоху, а не кричат о «джи-ди-эмности» или, не дай бог, «босодзоку». Или двигатель – он карбюраторный. Карбюраторный, Карл! Шестнадцати клапанам тут не место: во-первых, эти моторы появились у ВАЗа лишь в конце 90-х годов, а значит, не вписываются в концепцию, а во-вторых, комплекс доработок «восьмиклапанника» удовлетворяет всем запросам владельца. Да и нужно ли ездить быстро с несколькими сантиметрами клиренса и резиной размерности 155/55? Видите, всё подчинено логике – часто ли в стенсе можно встретить такой подход?
Выходит, при своей скромности и утончённости эта «девятка» способна оставить куда более глубокое впечатление, чем иные радикальные «хэллафлаши». В этом и есть её главное отличие и философия: всё подчинено гармонии и делается по собственным вкусам и потребностям, а не «по моде». Не играет роли, что в стенс-тусовке есть более низкие статичные «зубила», а ширина дисков способна вызвать лишь насмешки. Ведь стенс – это не олимпиада, а искусство. Представляете, если бы художники соревновались между собой в яркости красок или площади холстов?
ВАЗ 2109
- Шейвинг кузова и подкапотного пространства;
- Вырезаны и усилены передние лонжероны;
- Перенесены крепления передних рычагов;
- Полная перекраска в цвет Candy Blue;
- Спойлер Foha;
- Задние стекла с форточками;
- Замена морды на «короткокрылую».
- Передние и задние винтовые кастом-стойки;
- Передние опоры с регулировкой развала на ШС;
- Дропплейты сзади;
- Проставки под шаровые опоры;
- Вентилируемые тормозные диски 260 мм спереди;
- Вакуумный усилитель тормозов «Торгмаш»;
- Главный тормозной цилиндр АТЕ;
- Новые тормозные и топливные магистрали, перенесенные в салон;
- Полиуретановые сайлентблоки.
- Коленвал 75,6 мм;
- Облегченные клапаны, шатуны, поршни;
- Медные втулки, увеличенные каналы впуска и выпуска;
- Противоотливной поддон, маслозаборник с дополнительными отверстиями;
- Доработанный карбюратор 24/26;
- Выпуск 4-2-1 с резонатором и глушителем на 51 трубе;
- Распредвал 10,93 мм + разрезная шестерня;
- Настроен и доработан трамблер и коммутатор;
- Лифт двигателя и КПП на 5 см;
- Опоры двигателя и КПП Автопродукт;
- Медный радиатор охлаждения двигателя;
- Расширительный бачок VAG, перенесен.
- Усиленный кастом-карданчик;
- Короткоходная кулиса;
- 18 ряд;
- Главная пара 4.3;
- Винтовая блокировка дифференциала с преднатягом 4.5 кг;
- Тонкий правый привод.
- Диски SSR MK3 7х14 ЕТ15;
- Шины Kumho Ecsta 155/55;
- Ступичные адаптеры 16 мм 4х98/4х114,3.
- Серый экспортный салон;
- Полная шумовиброизоляция салона;
- Приборная панель в милях.
Фото: Богдан Готишан