Сегодняшний наш рассказ пойдет о «Трешке» Жигулей. Расскажу немного об этой модели волжского автозавода. ВАЗ-2103 — советский заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе модели Fiat 124 и серийно выпускался на Волжском Автомобильном Заводе с 1972 по 1984 год. Базовый 78-сильный двигатель ВАЗ-2103 позволял достичь скорости в 100 км/ч за 17 секунд, делая его самым динамичным из массовых советских автомобилей тех лет и сравнимым по динамике с западными аналогами по классу.
Отличия в отделке салона 2103 от ВАЗ-2101 были значительными. Пространство над головой увеличено на 15 мм, а расстояние от потолка до сидения составляло 860 мм. Панель приборов, в которой установлены часы и — наследие спортивных разработок Fiat — тахометр, изменена полностью. За 12 лет было выпущено 1 304 899 автомобилей «третьей» модели. Долгое время ВАЗ-2103 заслуженно считалась комфортабельной, надёжной и динамичной машиной. Ценители марки считают ее самой элегантной и стильной моделью ВАЗа за всю историю завода.
Владельца этой «Трешки» зовут Ваня. Ваня нежный. Заядлый жигулист — веспавод — кайтер. На его счету это уже третьи Жигули. Член ресто-клуба Only Dropped. Так же Ваня является членом Московского Веспа-клуба, владеет несколькими мотороллерами Vespa, один из которых (Vespa PX200 with COZY sidecar) был представлен на Last Coil of the Spring 2013. Помимо моторов, к основным увлечениям относится и кайт-сёрфинг. Только за последний год Ваня катался во Вьетнаме, Индии, Италии, Египте, Греции и Танзании.
Но вернёмся к «Трёшке». Первые разговоры об этой машине возникли в декабре 2010 года – как раз во время преобразования первого проекта Вани — ВАЗ 2102. Один из товарищей, глядя на всю историю с 2102, как-то сказал, что в гаражах Родины стоит 2103 1974 года выпуска. Хозяевам она не нужна, но сдавать на металлолом рука не поднимается, так как машина с самого рождения в одной семье.
Ваня сразу же связался с хозяином. Выяснилось, что машина хранится на даче, и зимой к ней не подобраться. Первый осмотр состоялся в июне 2011 года. Понравилась. Было решено брать. Формальные вопросы затянулись – то хозяин в командировке, то какие-то ещё причины — и автомобиль перевезли только в декабре месяце. Причём это была не купля-продажа, это был, можно сказать, подарок, но с одним условием – что машине будет дана вторая жизнь.
Забирали 2103 на автовозе одного из членов OD, Миши Слонёнка. Первую неделю машина простояла на даче, но близился Новый год, а машину надо было гнать в гараж. Старт двигателя состоялся еще, будучи на прицепе, – просто заменили свечи, залили тосол, и машина завелась после почти 8-летнего простоя. Конечно же, доехать без приключений не удалось – на первом же посту ГАИ были остановлены, и без ОСАГО и Техосмотра отпущены в добрый путь за 1 т.р.
Работы начались в конце января. После детального осмотра выяснилось, что машина вся в родной краске: без аварий и заменённых кузовных элементов. Из критичных мест были передние крылья и задняя правая дверь. В любом случае, полный окрас был необходим, т.к. краска прилично выгорела: автомобиль долгое время эксплуатировался в Краснодарском крае. Весь родной хром, вся оптика, салон – всё в полном порядке, т.е. полный комплект.
Далее дело шло по уже отработанной схеме: полная разборка; отмывание, полировка, восстановление салона, пластика, хрома.
я очень жалею, что отдал машину тому горе-мастеру, но в выборе мастерской виноват только я, в будущем обязательно всё переделаю
Во время процесса покраски параллельно заказывались аксессуары: руль — двухспицевый кожаный от Fiat 124 Spider, диски — Cromodora CD55. С ними отдельная история. Были найдены через украинский фиат-форум у товарища в г. Санкт-Петербург. Причём не в объявлении о продаже, о них лишь упоминалось в одной из тем. На предложение продать тот откликнулся. И через несколько недель диски доставили в Москву. Состояние было удручающее: мало того, что все 4 диска были с нарушенной геометрией, у одного из них в буквальном смысле была порвана внутренняя отбортовка.
Но на диски, что называется, хозяин запал, и было принято решение их восстанавливать. Результат – вы видите. Финальная обработка – вакуумное хром-напыление. Резина была подобрана размерности, аналогично уже имевшейся на ВАЗ 2102: перед – 155/65 13, зад — 175/70 13. В качестве обрамления были выбраны вайтбэнды – это спорное решение, которое многие называли колхозом, но в конечном итоге большинство признало, что в данном конкретном случае они выглядят на все сто. Центральные колпачки от FIAT Abarth, которые были заказаны спец-рейсом из Германии.
Так же в машине есть ряд фишек, которые заметны не сразу, но которые весьма органично дополняют картину в целом.Например, оригинальная выгоревшая оптика. Сами лампы накаливания заменены на красные/оранжевые, нереставрированные черные номера и другие детали. Кстати, эти номера прикреплены не для показательных выступлений, на этих номерах машина эксплуатируется на дорогах общего пользования. Изначально была идея установить синий салон. Все компоненты были найдены и восстановлены. Но после примерки было принято решение оставить оригинальный бежевый.
Подкапотное пространство сохранено в полном оригинале. Был установлен новый старый аккумулятор. Все современные хомуты заменены на ленточные.Занижение производилось в самую последнюю очередь старым известным способом – с помощью болгарки. Перед – минус 4 витка, зад – минус 5 витков, отбойники удалены полностью, регулируемая тяга Панара. В таком виде автомобиль впервые появился на публике – на OD Пикнике 2012. В межсезонье 2012-2013 было решено осуществить давнюю задумку – сделать прицеп для перевозки мотороллера. Благо, что исходник уже был.
В данный момент автопоезд уже отправлен на зимнее хранение, но у Вани постоянно реализуются какие-то идеи. В межсезонье, как уже говорилось, планируется закончить прицеп. В 2103 всё существующее будет доводиться до идеала. Также в планах есть установка горизонтальных карбюраторов Weber. Все комплектующие, включая сделанный на заказ коллектор, уже собраны. Но до конца решение ещё не принято.
ВАЗ 2103 1974 года
- Перекраска кузова
- Руль Fiat 124 Spider
- Пиленые пружины
- Прицеп ВМЗ 9601
- Cromodora CD55 13×5
- Резина спереди 155/65 13
- Резина сзади 175/70 13
- Центральные колпачки FIAT Abarth
Прицеп и мотороллер
Прицеп был изготовлен самостоятельно, за основу был взят прицеп ВМЗ 9601. Так как тягачом у прицепа предполагалась машина низкая, сам прицеп также требовал доработок. Амортизаторы были заменены на современные, пружина и шток укорочены. Отбойники сделаны из жигулёвских. Крылья и ступицы окрашены в цвет 2103. Диски оригинал, вакуумное хром-напыление. Резина Continental Whitewall от классических Vespa/Lambretta. Оптика оригинал – изменена схема проводки и места крепления. Ложемент и ловушка для колеса от современных прицепов укорочены/переделаны для конкретной рамы и конкретного мотороллера. Крепёж номера – совместное творчество Миши Шаляпина и Миши Слонёнка. По словам Вани, прицеп ещё не закончен. В будущем будет реализовано несколько дополнительных идей.
Мотороллер – классический смолфрейм Vespa 50R 1970 г.в. Привезен из Голландии и восстановлен Мишей Шаляпиным в 2010-2011 гг.
Фото: Колотушкин Михаил